- +7 (4722) 25 02 92, 8-958-680-62-35, 8-980-389-04-98, +7 (4722) 22 18 65
- ООО "БелСпецПроект", Россия, 308019, Белгородская обл., г. Белгород, пер. 4-й Филатовский,42
- belspetsproyekt@mail.ru, injtexproekt@mail.ru
Проектирование опасных производственных объектов
1. Проект ликвидации опасного производственного объекта (ОПО)
Проект ликвидации опасного производственного объекта - проект разрабатываемый для опасных производственных объектов в случае ликвидации опасного производственного объекта или его частей, и содержащий содержащего перечень мероприятий по освобождению объекта от опасных веществ, подготовке оборудования к демонтажу, отключению от инженерных систем, утилизации оборудования и отходов, сносу зданий и сооружений в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Ликвидация опасного производственного объекта - процесс демонтажа зданий, сооружений и иных инженерных коммуникаций в связи с проведением реконструкции, модернизации и технического перевооружения опасного производственного объекта.
Документация на ликвидацию опасного производственного объекта разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (с изм.) и МДС 12-46.2008 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ» и требованиями нормативных документов в области промышленной безопасности.
Ликвидация ОПО включает следующие обязательные процедуры:
1. Решение о ликвидации ОПО.
2. Разработка проекта на ликвидацию ОПО.
3. Экспертиза промышленной безопасности проекта ликвидации ОПО с регистрацией заключения ЭПБ в Ростехнадзоре.
4. Вывод ОПО из эксплуатации и собственно ликвидация (демонтаж оборудования, снос зданий и сооружений).
5. Завершение ликвидации ОПО (оформление актов демонтажа, приказов и т.д.).
6. Исключение ОПО из реестра Ростехнадзора.
2. Подготовка количественной оценки взрывоопасности технологических блоков, расчета участвующей во взрыве массы вещества и радиусов зон разрушения
Количественная оценка взрывоопасности технологических блоков, расчета участвующей во взрыве массы вещества и радиусов зон разрушения.
Разработана на основе Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожарных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (далее - Правила), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 11.03.2013 №96, вышедших на замену ПБ 09-540-03 «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств».
Позволяет решать следующие задачи:
- расчет значений энергетических показателей взрывоопасности технологического блока;
- определение категорий взрывоопасности технологических блоков;
- расчет участвующей во взрыве массы вещества и радиусов зон разрушений;
3. Разработка деклараций промышленной безопасности
Декларация промышленной безопасности - обязательный документ для опасных производственных объектов I и II классов опасности, содержащий всестороннюю оценку риска аварий и связанных с ними угроз, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, а так же разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба.
Согласно пункта 2 статьи 14 ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» декларация промышленной безопасности обязательно разрабатывается на объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (кроме использования взрывчатых веществ при ведении взрывных работ). Класс опасности опасного производственного объекта, на котором обращаются опасные вещества устанавливается в соответствии с количеством опасных вещества, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения №2 ФЗ-116, за исключением объектов, указанных ниже (пункт 2,3,4 приложения 2 №116-ФЗ):
Объекты по хранению, уничтожению химического оружия и объекты спецхимии - I класс опасности;Объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции - II класс опасности;Газораспределительные станции, сети газораспределения и сети газопотребления предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля - II класс опасности.
ВАЖНО: Декларации промышленной безопасности могут подлежать предприятия попадающие под III класс опасности (согласно Приложения №2 ФЗ-116), но расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, так как им устанавливается более высокий класс опасности.
Экспертиза декларации промышленной безопасности
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 ФЗ-116, разработанная декларация промышленной безопасности подлежит экспертизе промышленной безопасности и регистрации в Ростехнадзоре. Подробнее можно прочитать на странице Экспертиза промышленной безопасности декларации.
4. Разработка планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций
План локализации и ликвидации аварийных ситуаций на химико-технологических объектах (ПЛАС) – это документ, разрабатываемый и утверждаемый согласно РД 09-536-03 на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах.
Разработка ПЛАС, согласно статье 10 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», необходима для организаций и предприятий, эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
ПЛАС разрабатывается с целью:
- определения возможных сценариев возникновения аварийной ситуации и ее развития;
- определения готовности организации к локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;
- планирования действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на соответствующих стадиях их развития;
- разработки мероприятий, направленных на повышение противоаварийной защиты и снижение масштабов последствий аварий;
- выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварийных ситуаций на объекте.
5. Разработка обоснований безопасности ОПО
В ряде случаев при эксплуатации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами. Чтобы закрепить специальные требования ПБ для таких объектов, на стадии проектирования разрабатывается специальный документ – обоснование безопасности ОПО.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности…» обоснование безопасности опасного производственного объекта – это нормативный документ, который включает:
1. сведения о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы;
2. условия безопасной эксплуатации ОПО;
3. требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО.
В обосновании безопасности ОПО, как правило, устанавливаются организационные и технические требования к конкретному опасному производственному объекту в дополнение к установленным или отсутствующим в нормативных актах.
Обоснование безопасности ОПО разрабатывается в случаях, когда при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных ФНП и иными нормативными актами (либо таких требований недостаточно и/или они не установлены).
Обоснование безопасности ОПО разрабатывает лицо, осуществляющее подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта. Обязательные требования к обоснованию безопасности ОПО установлены Приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. № 306 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта».
Разработчик обоснования безопасности перед подготовкой документа должен провести анализ нормативной базы в отношении конкретного ОПО, а также определить принципиальные технические решения применительно к ОПО в целом, его частям, техническим устройствам, отдельным зданиям и сооружениям. Результаты анализа нормативно-технических актов служат основой для разработки как отступлений от установленных требований ПБ, так и недостающих либо отсутствующих требований.
6. Разработка паспорта безопасности опасного производственного объекта (ОПО)
Паспорт безопасности ОПО – документ, предназначенный для предотвращения и снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на опасных объектах.
Цель разработки: оценка степени риска чрезвычайных ситуаций(ЧС) для персонала объекта и живущего рядом населения;анализ вероятности возникновения ЧС;определение возможных последствий ЧС;оценка возможного воздействия ЧС, возникших на расположенных рядом опасных объектах;анализ деятельности направленной на предупреждение и ликвидацию ЧС;разработка мероприятий по снижению риска и уменьшению последствий ЧС.
Паспорт безопасности предприятия разрабатывается в соответствии с:
1. Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (подпункт 2, пункт 8, раздел III), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
2. Решением совместного заседания Совета безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" от 13.11.2003 протокол № 4, подпункт 5а);
3. Приказом МЧС России от 04.11.2004 № 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта".