ОО­­О­­ "БелСпецПроект"
Гидротехническое проектирование

1. Оценка воздействия на водные биологические ресурсы
Оценка негативного воздействия на водные биологические ресурсы (ВБР) - это расчет вреда наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания в процессе воздействия планируемой (осуществляемой) хозяйственной деятельности при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов.
Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (утв. постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 г. N 380).
Мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:
а) отображение в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранных и рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон) с указанием ограничений их использования;
б) оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;
в) производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
г) предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;
д) установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений;
е) выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);
ж) определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;
з) проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Оценка воздействия:
Оценка воздействия на водные биоресурсы проводится согласно положениям методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам. Данная методика утверждена Приказом Росрыболовства N 1166 от 25 ноября 2011 г.
Основы и результаты ОВБР :
Мероприятий по недопущению и уменьшению негативного воздействия на водные биоресурсы;
Программы рыбохозяйственного мониторинга;
Расчета объема причиненного вреда водным биоресурсам;
Мероприятий по компенсации ущерба, наносимого водным биоресурсам, в том числе и определение затрат на их реализацию.
2. Определения параметров волны прорыва, возникающей при авариях на гидросооружениях
Расчет проводиться в соответствии с Методикой оперативного прогнозирования инженерных последствий прорыва гидроузлов (далее Методика ОПИП прорыва ГУ). (Утв. заместителем министра МЧС России М.И. Фалеевым 05.12.1997 г.
  • Определение параметров волны прорыва и параметров затопления местности:
- максимальные глубина затопления,
- ширина затопления и скорость течения,
- время прихода фронта, гребня и хвоста волны прорыва,
- максимальный расход воды в створе,
- высота волны (превышение уровня воды над уровнем бытового потока) и максимальная отметка затопления.
3. Определении границ зон затопления, подтопления
Установление зон затопления и подтопления в Приложении к нему  устанавливается,  в отношении каких территорий должна быть установлена ЗЗП. Однако чётких критериев не приводится. В Постановлении определён только порядок установления зон ЗЗП. Вкратце рассмотрим его. Орган исполнительной власти субъекта РФ готовит заявление об установлении ЗЗП. Проект установления границ должен содержать текстовое и графическое описание границ ЗЗП. Оно должно быть согласовано одним из перечисленных в Постановлении органов в зависимости от того, является ли устанавливаемая зона зоной подтопления и затопления (МЧС), зоной затопления (Росгидромет) или зоной подтопления (Роснедра). После согласования заявления оно утверждается Росводресурсы. Срок согласования – 15 дней. После согласования границ ЗЗП Росводресурсы направляет сведения об этом в Росреестр и МЧС, а сведения об этом вносит в соответствующий реестр. ЗЗП считаются определёнными с того момента, когда соответствующая запись будет внесена в кадастр недвижимости. Затем также данная информация должна быть отображена в градостроительной документации.
4. Подготовка акта регулярного обследования ГТС пруда, водохранилища, с расчетами параметров волны прорыва и оценки ущерба вероятного вреда в результате затопления территории
Акт регулярного обследования ГТС подготавливается по форме установленной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.12.2020 № 497 "Об утверждении формы акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых ГТС)".
В соответствии с «Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (вместе с "Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", "Правилами проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения"), составлению декларации безопасности ГТС, находящихся в эксплуатации, строящихся, реконструируемых, капитально ремонтируемых, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование ГТС, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался, органом исполнительной власти субъекта РФ в области безопасности ГТС, на территории которого находятся указанные сооружения.
5. Разработка декларации безопасности гидротехнических сооружений
Декларация безопасности гидротехнического сооружения (ГТС) — это документ который необходим для подтверждения соответствия стандартам безопасности ГТС с учетом его класса (ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).
Декларирование безопасности ГТС (разработка декларации и осуществление экспертизы) является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации.
Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.
Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений составляется их собственником или эксплуатирующей организацией, а проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений — юридическим лицом или физическим лицом, выполняющим функции заказчика.
Форма и состав декларации безопасности ГТС определены приказом Ростехнадзора от 02.07.2012 №377 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)» и приказом Ростехнадзора от 03.11.2011 №625 «Об утверждении Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности».

6. Разработка паспорта гидротехнических сооружений (ГТС), прудов или водохранилищ

Паспорт ГТС - документ, составляемый на основе проектной документации и содержащий в краткой форме сведения:о климатических, гидрологических, гидрогеологических и инженерно-геологических условиях района и площадки ГТС;
о проектной конструкции ГТС;
о проектной технологии эксплуатации ГТС;
о проектных характеристиках обслуживающих ГТС сооружений и систем;
о проектном составе эксплуатационного персонала и обслуживающей техники.
Паспорт ГТС содержит характеристики ГТС, предусмотренные проектом. Фактическое значение этих характеристик находит отражение в ежегодных годовых отчетах о состоянии ГТС.

7. Разработка критериев безопасности (ГТС) и оценка ущерба вероятного вреда

Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).
При определении критериев безопасности ГТС применяются следующие методики:
1.  Пособие к Методике определения критериев безопасности гидротехнических сооружений (РД 153-34.2-21.342-00).
2. РД 03-443-02 «Инструкция о порядке определения критериев безопасности и оценки состояния гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях».
Критерии безопасности ГТС подлежат утверждению в органе надзора совместно с рассмотрением экспертизы декларации безопасности ГТС.
Оценка ущерба вероятного вреда
Согласно «Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 г. N 876 определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС.
Основными составляющими по определению вероятного вреда являются прогнозы (приказ МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002 г. «Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения», зарегистрирован в Минюсте России 03.06.2002 г. N 3493).

8. Разработка паспорта безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) пруда

Паспорт безопасности опасного объекта ГТС является обязательным документом для гидротехнических сооружений, который представляет собой приложение к общей декларации безопасности.
Для того чтобы объективно оценить вероятный ущерб и последствия возможных ЧП на объекте, разрабатывается целый комплекс мероприятий и необходимых мер, которые позволяют предотвратить аварии, а также наиболее эффективно справиться с последствиями, к которым они могут привести. Таким образом, паспорт безопасности ГТС выполняет следующие функции: - определяет возможность возникновения аварии на опасном объекте;
- дает оценку последствий аварии на объекте и окружающей местности;
- способствует разработке новых стратегий по урегулированию ситуации или же устранению последствий ЧП;
- дает оценку всем проводимым или планируемым мероприятиям, направленным на устранение возможных причин аварии и исследует уровень подготовки персонала к ликвидации чрезвычайной ситуации на объекте.
В соответствии с приказом МЧС России от 04.11.2004 N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта" (Российская газета, N 7, 19.01.2005), зарегистрированным в Минюсте РФ 22 декабря 2004 года, регистрационный номер 6218, "Приказ Ростехнадзора от 02.07.2012 N 377 "Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)"(Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2012 N 24978).
1. Определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;
2. Определение возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;
3. Оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;
4. Оценка возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах;
5. Оценка состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;
6. Заполнение форм паспорта безопасности гидротехнического сооружения, согласно, Типового паспорта безопасности опасного объекта, утвержденного приказом МЧС России от 04.11.2004 N 506.
7. Направление на согласование в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).