- +7 (4722) 25 02 92, 8-958-680-62-35, 8-980-389-04-98, +7 (4722) 22 18 65
- ООО "БелСпецПроект", Россия, 308019, Белгородская обл., г. Белгород, пер. 4-й Филатовский,42
- belspetsproyekt@mail.ru, injtexproekt@mail.ru
Экологическое проектирование
1. Разработка проекта санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ)
Проект СЗЗ разрабатывается для защиты жилого массива, общественных зданий, сооружений от негативного влияния вредных составляющих производственных процессов, таких, как выбросы вредных веществ, повышенный шум, пыль.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это защитная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ должен обеспечивать уменьшение атмосферного загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и 2 класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Территория СЗЗ предназначена для обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами, создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и охраняемой территорией, организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата. Границей санитарно-защитные зоны является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п.12 ст.12 ФЗ-52).
Объекты, в отношении которых устанавливаются или не устанавливаются СЗЗ:
Согласно п.1 Правил, утвержденных ПП-222: Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно п.1.2 СанПин, Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Устанавливается в случаи если за контуром такого объекта сформировано химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования (то есть воздействие по общему правилу превышает 1 ПДК и (или) 1 ПДУ).
Не устанавливается в случаи если за контурами объектов химическое, физическое и (или) биологическое воздействие не превышает санитарно-эпидемиологических требований - установление СЗЗ не требуется. Однако проект СЗЗ все равно должен быть разработан, для обоснования отсутствия необходимости устанавливать СЗЗ с проведением соответствующих расчетов..
Федеральный закон от 03.08.2018 г.№ 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - основной документ;
Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» - действует в части, не противоречащей Федеральному закону от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, с учетом изменений 1-4) - действует в части, не противоречащей Федеральному закону от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.
Федеральный закон №455-ФЗ от 27.12.2019г.(изменение сроков установления окончательных СЗЗ).
Письмо Роспотребнадзора от 18.06.2015 № 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон».
Последовательность проведения работ:
1.Проведение расчетов по химическим воздействиям с учетом проведения максимальных разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе их анализ и обоснование границ СЗЗ;
2.Проведение расчетов по физическим воздействиям и обоснование границ СЗЗ;
3.Обоснование границ СЗЗ по совокупности факторов;
3.Подготовка текстовой и графической части как составе проекта СЗЗ, так и отдельным отчетов, сведений о координатах характерных точек предлагаемой к установлению СЗЗ, используемой для ведения Единого государственного реестра, в местной системе координат МСК, с учетом предоставления файлов в электронном виде XML, KML. SHP файл.
2. Подготовка электронного XML файл для СЗЗ
Подготовка графического описание СЗЗ (карта-план) для внесения сведений в ЕГРН о СЗЗ, зонах с особыми режимами использования. Подготовим электронный XML, KML файл для СЗЗ с описание СЗЗ для Росреестра.
Подготовка графических сведений проводиться в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 23 ноября 2018 г. N 650 "Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных..." (с изменениями и дополнениями).
Подготовка карта-план в соответствии с Постановление Правительства РФ от 30 июля 2009 г. N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".
Целью подготовки является внесения сведений в ЕГРН о санитарно-защитной зоны для проектов, прошедших согласование в уполномоченных органах и уже получивших "заключение СЭС" или "Решение об установлении зоны", а также для включения в состав проектов, находящихся в стадии разработки, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 г. №222 и для последующей их передачи на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или в Министерство экологии и природопользования.
Целью подготовки является внесения сведений в ЕГРН о санитарно защитной зоны для проектов, прошедших согласование в уполномоченных органах и уже получивших "заключение СЭС" или "Решение об установлении зоны".
3. Разработка проекта санитарно-защитной зоны зон ограничений от источников электромагнитного излучения (проект СЗЗ и ЗО)
Основным источником электромагнитных полей на территории населенных мест являются передающие радиотехнические объекты - базовые станции сотовой связи, радиосвязи. Передающий радиотехнический объект (ПРТО) создает электромагнитное излучение, для которого можно определить зоны, где интенсивность ЭМП составляет выше предельно-допустимого уровня. Границы этих зон определяются индивидуально для конкретного случая размещения и мощности передатчика. Основой для обеспечения электромагнитной безопасности населения выступают национальные системы стандартов.
На стадиях проектирования, строительства или реконструкции передающих радиотехнических объектов (ПРТО) должна проводится оценка электромагнитной обстановки на соответствие требованиям санитарного законодательства по электромагнитному фактору. Оценка электромагнитной обстановки вблизи ПРТО на соответствие требованиям санитарных норм и правил проводится по утвержденным Минздравом России методическим документам. По результатам этой оценки при необходимости устанавливаются санитарно-защитные зоны и зоны ограничения, обеспечивающие электромагнитную безопасность ПРТО.
Основные задачи:
Расчет областей с превышением предельно-допустимых уровней (ПДУ) от источников электромагнитных излучений
Расчет санитарно-защитных зон (СЗЗ)
Расчет зон ограничения (ЗО)
Расчет уровней электромагнитного поля в контрольных точках
Построение графиков и таблиц изменения уровня электромагнитного поля (или критерия безопасности - КБ) по произвольным направлениям
Учет рельефа местности, конфигурации и характеристик зданий и сооружений
Определение СЗЗ и ЗО выполняется для:
— радиолокационного оборудования судовой и авиационно-космической сферы;
— базовых станций сотовой связи;
— телевизионных антенн и др.
Расчеты выполняются в программе SanZone 6.0 в соответствии с нормативными документами:
— СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов;
— МУК 4.3.1167-02 Определение плотности потока энергии электромагнитного поля в местах размещения радиосредств, работающих в диапазоне частот 300 МГц – 300 ГГц.
4. Разработка проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу (проект ПДВ)
Основная цель проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) – научно-обоснованная оценка воздействия производственной деятельности предприятия, имеющего стационарные источники выбросов в атмосферу, на загрязнение атмосферного воздуха.
Расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ) проводится для предприятий, являющихся объектами негативного воздействия с 1 по 3 категорию.
Для предприятий 1 категории НВОС расчеты НДВ используются в рамках подготовки КЭР;
Для предприятий 2 категории расчеты НДВ используются в рамках подготовки декларация о воздействии на окружающую среду либо же при получение КЭР;
Для предприятий 3 категории расчеты НДВ используются при составлении программы ПЭК и дальнейшего отчета по ней;
Для объектов 4 категории негативного воздействия на окружающую среду расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ не предусмотрен.
- определение перечня загрязняющих веществ (ЗВ), в отношении которых осуществляется разработка ПДВ с учётом осреднённых выбросов за предыдущие 3-и года;
- определение перечня стационарных источников, в отношении которых осуществляется разработка ПДВ;
- учёт нестационарности и неодновременности, а так же графиков работы источников загрязнения атмосферы при формировании таблиц нормативов ПДВ;
- возможность выбора наименований веществ в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, СанПиН 1.2.3685-21 или произвольных кратких наименований (для точного совпадения с наименованиями в приложениях к аттестатам аккредитованных лабораторий) при печати отчётов.
Методическая основа:
1. Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»
2. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов ЗВ в атмосферный воздух. СПб, НИИ Атмосфера, 2012;
3. Приказ Минприроды России от 11.08.2020 N 581 "Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61944).
Определение координат источников загрязнения атмосферного воздуха:
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. N 352.
Местоположение источника загрязнения атмосферного воздуха (далее - ИЗАВ) определяется в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) (п.12 Порядка).
Координаты характерных точек определяются следующими методами (п.3 Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 г. N 90):
- геодезический метод (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы);
- метод спутниковых геодезических измерений (определений);
- фотограмметрический метод;
- картометрический метод;
- аналитический метод.
Картографической основой ЕГРН является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.2 ст.6 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ)).
Адрес Сайта в сети интернет: http://www.rosreestr.ru/ (п.2.1 Положения об официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащем блоки региональной информации территориальных органов Росреестра, утвержденного Приказом Росреестра от 26.07.2016 г. N П/0359).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ).
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч.1 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ).
Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке по желанию заказчика кадастровых работ может быть дополнительно установлено посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов (ч.5 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ).
Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план (ч.12 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ).
Таким образом, для определения координат ИЗАВ можно использовать технический и (или) межевой план территории. Также координаты ИЗАВ можно определить при помощи сервисов Росреестра. Например, при помощи публичной кадастровой карты (http://pkk5.rosreestr.ru/#x=11554711.454933215&y=10055441.599232892&z=3).
5. Разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)
Регулирование выбросов вредных веществ в атмосферу – их кратковременное сокращение в периоды НМУ, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения (п.1 РД 52.04.52-85 Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (далее – РД 52.04.52-85)).
Мероприятие в периоды НМУ необходимо согласовать с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (п.3 ст.19 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ).
Мероприятия по регулированию выбросов в периоды НМУ не требуется проводить на объектах IV категории негативного воздействия на окружающую среду (п.12 ст.7 Федерального закона от 26.07.2019 г. N 195-ФЗ).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ устанавливаются Минприроды РФ, с учетом особенностей (п.12 ст.7 Федерального закона от 26.07.2019 г. N 195-ФЗ):
- подготовка карты-схемы производственной территории и близлежащей жилой застройки с указанием точек контроля (отбора проб в периоды НМУ) и источников выбросов (задействованных на периоды НМУ) и нанесенной нормативной санитарной защитной зоной;
- формирование Плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
- формирование Плана-графика контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ);
- формирование таблицы «Возможный диапазон регулирования выбросов по каждому мероприятию»;
- формирование таблицы «Оценка степени эффективности разработанных мероприятий на периоды НМУ по каждому веществу»;
- формирование таблицы «Перечень загрязняющих веществ и количество источников выброса, на которых сокращаются выбросы в период НМУ»;
- формирование таблицы «Технология проведения каждого из мероприятий на период НМУ с обоснованием мероприятий, их экономическая оценка (связанная с сокращением производства)».
6. Разработка проекта нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект для водопользователей (проект НДС)
Разрабатывается в соответствии с требованиями Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утверждённым Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от18.05.2022 № 343 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 1118 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей".
Нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
7. Разработка программы производственного экологического контроля (программа ПЭК)
Программа производственного контроля — один из основных документов, обеспечивающих контроль за безопасностью и качеством выпускаемой продукции. Соблюдение Программы призвано исключить вредное влияние различных факторов путём выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.
Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, оборудование, транспорт, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
Программа производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Разработанная программа производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Разработка плана-графика Производственного Экологического Контроля выбросов согласно Приказу Минприроды от 28.02.2018 №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля…»;
Формирование отчёта о контроле по форме, утверждённой Приказом Минприроды от 14.06.2018 №261 с учётом методических рекомендаций, изложенных в Приказе Минприроды России от 16.10.2018 №522;
Расчёт периодичности и формирование таблиц по контролю в соответствии с «Методическим пособием по расчёту, нормированию и контролю выбросов ЗВ в атмосферный воздух. СПб, НИИ Атмосфера, 2012».
8. Разработка раздела по подготовке мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС)
Обязательный раздел проектов реконструкции или нового строительства, содержащий обоснование мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Часто называется - раздел ООС проекта на строительство.
Новое строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов, в соответствии с законом, должны осуществляться только по соответствующим проектам. Обязательной частью в составе проектов прописывается раздел ПМООС.
Целью разработки раздела Проекта ПМООС является получение разрешения на строительство, реконструкцию или ликвидацию объекта органами Государственной экспертизы.
Правовая основа разработки:
- ФЗ №190 «Градостроительный кодекс Российской Федерации»;
- ФЗ №7 «Об охране окружающей среды»;
- Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 999 "Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63186);
- Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ (последняя редакция)
- Постановление Правительства РФ от16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержаниям»;
- Другие действующие нормативные акты.
ВАЖНО:
27 мая 2022 года опубликовано Постановление Правительства РФ №963 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Постановление №963 вносит изменения в положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства РФ №87 от 16.02.2008.
Целью разработки изменений, принятых Постановлением №963, было сокращение объема разрабатываемой проектной документации (ПД), сроков проектирования, а также уменьшение стоимости проектных работ и стоимости работ по обязательной экспертизе ПД.
Внесенные Постановление №963 изменения, не применяются при подготовке ПД, если задание застройщика или технического заказчика на проектирование, предусматривающее подготовку этой проектной документации, утверждено до 01.09.2022.
Постановление №963 допускает подготовку ПД в отношении отдельных этапов строительства ОКС.
Также Постановление №963 утвердило обязательный перечень разделов ПД для строительства линейных объектов или для отдельных этапов строительства линейных объектов (всего 10 разделов).
Устанавливается, что принятые в ПД технические и иные решения должны быть совместимы друг с другом.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г.
9. Подготовка отчета по оценке/переоценке воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Оценка воздействия на окружающую среду является обязательным условием безопасной хозяйственной деятельности любого предприятия или организации. Разработка ОВОС необходима, чтобы оценить уровень влияния производственного процесса предприятия на экологическую ситуацию в регионе и предотвратить опасные последствия касательно жизни и здоровья людей. В конкретных ситуациях ОВОС необходима для получения одобрения общественности и администрации региона например на строительство того или иного промышленного объекта, для оценки уровня затрат на реализацию мер по предотвращению пагубного влияния на экологию или просто для описания экологической ситуации региона.
Подготовка отчета проводиться в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 999 "Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63186).
10. Разработка проекта по рекультивации нарушенных земель
Рекультивация земель – это комплекс мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению их плодородия посредством приведения в состояние, пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (ч. 5 ст. 13 ЗК РФ).
Рекультивация земель проводится согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (с изменениями и дополнениями).
Проект рекультивации необходимо разрабатывать в следующих случаях:
- при ухудшении качества земель, в том числе при загрязнении или нарушении почвенного слоя;
- при строительстве и реконструкции зданий, сооружений и других объектов (при этом проект рекультивации является составной частью проектной документации);
- при нарушении земель сельхозназначения;
- если содержание в почве химических и иных веществ и микроорганизмов не соответствует нормативам качества охраны окружающей среды и законодательству об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.